ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2005 года
Дело N 78-Г05-57
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей
Соловьева В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в
судебном заседании от 28 декабря 2005 г. дело по заявлению Б. об оспаривании
ст. 6 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000 "О наземном
пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге",
по его кассационной жалобе на решение Санкт-Петербургского городского суда от
22 сентября 2005 г., которым ему в удовлетворении указанного заявления было
отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда
Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения заявителя и его представителя
Л., представителя губернатора Санкт-Петербурга С., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей
постановленное по данному делу решение суда обоснованным, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
19 января 2000 года Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга принят и 8 февраля 2000 г. губернатором
Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 19-4 "О наземном
пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
В соответствии со ст. 3 указанного Закона
администрация Санкт-Петербурга устанавливает маршруты движения наземного
пассажирского маршрутного транспорта общего пользования на территории
Санкт-Петербурга с определением начальных и конечных пунктов маршрута,
утверждает расписание движения транспорта по маршрутам.
Администрация Санкт-Петербурга при
установлении маршрутов движения наземного пассажирского маршрутного транспорта
общего пользования учитывает предложения муниципальных образований по
оптимальному и наиболее безопасному для граждан прохождению маршрута и развитию
инфраструктуры, необходимой для организации движения по данному маршруту, и
несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации,
за состояние проезжей части на установленных маршрутах перевозок.
Согласно ст. 6 указанного Закона
Санкт-Петербурга администрация Санкт-Петербурга организует для маршрутных
перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право
осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом
коммерческому маршруту.
Порядок организации и проведения
конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам
устанавливается администрацией Санкт-Петербурга.
Б. обратился в Санкт-Петербургский
городской суд с заявлением о признании недействующей
ст. 6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном
транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
В обоснование своего заявления Б.
сослался на то, что он является индивидуальным предпринимателем,
зарегистрированным в установленном порядке и имеющим надлежащую лицензию на
право осуществления пассажирских перевозок.
По его мнению, необходимость прохождения
им конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, что определено ст. 6
оспариваемого Закона, существенно нарушает его права и охраняемые законом
интересы, так как он на основании договоров N К-444-308 и N К-445-288
осуществлял перевозки на коммерческих маршрутах N К-308 и N К-288.
Кроме того, указанное положение
по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству, а именно: ст.
447 ГК РФ, ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 7 - 8 ФЗ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и нарушает
его права на занятие предпринимательской деятельностью, гарантированные ст. 34
Конституции РФ, так как создает ему препятствия в дальнейшем работать на
маршрутах N К-308 и N К-288, а также на других коммерческих маршрутах, возлагая
на него обязанность участвовать в конкурсе на право
осуществления перевозок по каждому коммерческому маршруту (л.д.
9, 15 - 17).
В судебном заседании заявитель Б.,
представители заявителя Л., К. и Ю. поддержали заявленные требования.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
и губернатор Санкт-Петербурга в письменных отзывах просили суд отказать Б. в
удовлетворении его требований.
Представитель Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга Г. и представитель губернатора Санкт-Петербурга С. в судебном
заседании поддержали указанные выше письменные отзывы. В обоснование своих
доводов они указали, что ст. 6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном
пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге"
не противоречит федеральному законодательству, поскольку указанный Закон
Санкт-Петербурга принят в пределах ведения субъекта Российской Федерации.
Данный Закон не регулирует гражданские правоотношения, а носит
административно-правовой характер, в силу чего ссылки заявителя
на противоречие оспоренной им нормы ст. ст. 7 - 8 ФЗ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" нормам
гражданского и бюджетного законодательства являются необоснованными. Указанная
норма не нарушает права заявителя, поскольку из ее содержания следует, что в
открытом конкурсе на равных условиях вправе добровольно принять участие все
желающие лица, имеющие лицензию на право пассажирских перевозок.
Решением Санкт-Петербургского городского
суда от 22 сентября 2005 г. заявление Б. о признании недействующей ст. 6 Закона
Санкт-Петербурга N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте
общего пользования в Санкт-Петербурге" оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит
отменить указанное решение суда, утверждая, что оно вынесено судом в силу
неправильного понимания и применения норм материального права, регулирующих
спорные правоотношения.
В соответствии с п. "б" ст. 72
Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и
субъекта Российской Федерации относятся вопросы защиты прав и свобод человека и
гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.
В силу ст. 1 и ст. 3 Федерального закона
от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер
защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть
указанное регулирование относится к вопросам защиты
прав человека и общественной безопасности.
Таким образом, регулирование в области
безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 72 Конституции РФ
относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации.
Согласно ст. 4 ФЗ "О безопасности
дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности
дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других
федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 6 ФЗ "О
безопасности дорожного движения", вопросы организации транспортного
обслуживания населения не отнесены к предметам ведения Российской Федерации. В
соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона субъекты Российской
Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают
вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 6
Федерального Закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на
08.12.2003) организация транспортного обслуживания населения находится в
ведении органов местного самоуправления.
Однако в силу части
2 пункта 3 ст. 6 этого же Федерального закона в субъектах Российской Федерации
- городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения
единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях
муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом,
объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов
определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Как правильно отмечено судом в этой
связи, в силу ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 18.06.97 N 111-35 "О
местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", вопросы организации
транспортного обслуживания населения не отнесены Законом Санкт-Петербурга к
вопросам местного значения.
Следовательно, в
силу ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункта 20
пункта 2 и части 2 пункта 3 статьи 6 ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Закона
Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге",
вопросы организации транспортного обслуживания населения в Санкт-Петербурге
относятся к компетенции субъекта Российской Федерации - города федерального
значения Санкт-Петербурга.
Таким образом, судом обоснованно указано,
что согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском
маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", предметом
регулирования данного Закона являются отношения, связанные с организацией
обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего
пользования.
Следовательно, Закон Санкт-Петербурга
"О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в
Санкт-Петербурге" принят в пределах компетенции субъекта Российской
Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
В силу ст. 1
указанного Закона Санкт-Петербурга, он регулирует отношения, связанные с
организацией обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного
транспорта общего пользования, то есть отношений, возникающих между
государственными органами и перевозчиками при осуществлении транспортного
обслуживания населения по вопросам технического обеспечения безопасности
движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к
перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства,
не относятся к гражданско-правовым
отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а
подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для
административных правоотношений.
В силу правового
анализа указанных положений оспариваемого закона, судом обоснованно был сделан
вывод о том, что проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров
по установленным в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О наземном
пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге"
коммерческим маршрутам в данном случае производится в рамках административных
правоотношений, возникающих между государственными органами Санкт-Петербурга и
перевозчиками при реализации государственными органами Санкт-Петербурга своих полномочий по организации обслуживания
пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования. Проведение конкурса в соответствии с требованиями ст. 6 Закона
Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего
пользования в Санкт-Петербурге" направлено на выявление наиболее
ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических,
санитарных, кадровых и иных требований, предъявляемых к перевозчикам в целях
обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни,
здоровья и имущества граждан, их законных интересов.
По этой причине суд обоснованно находит
несостоятельными доводы заявителя о противоречии ст. 6 указанного Закона ст.
447 ГК РФ и ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следует также согласиться и с выводом
суда о том, что проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров
по установленным в соответствии с указанным выше Законом Санкт-Петербурга
маршрутам не противоречит ст. ст. 7, 8 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Установленные ст. 6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном
транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" правила в равной мере
распространяются на всех перевозчиков, желающих осуществлять перевозки
пассажиров по коммерческим маршрутам в Санкт-Петербурге. Указанный выше конкурс
носит открытый характер, в нем вправе принять участие на добровольной основе
каждый перевозчик, имеющий лицензию на право осуществления перевозки
пассажиров, никому из претендентов статьей 6 оспоренного Закона
Санкт-Петербурга не предоставляется каких-либо преимуществ и никому из
претендентов не устанавливается каких-либо ограничений для участия в данном
конкурсе.
Анализ ст. 9 Закона
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках", письма Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства от 28 февраля 2003 г. N ИЮ/2272 "О порядке применения
статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" также позволил суду сделать обоснованный
вывод о том, что антимонопольное законодательство предъявляет определенные
антимонопольные требования к
условиям проведения конкурса, однако не рассматривает
сам по себе конкурс как ограничение конкуренции.
Следует согласиться и с суждением суда о
том, что Комитетом по транспорту правомерно были выставлены на конкурс маршруты
N К-288 и N К-308.
Доводы заявителя о том, что он
обеспечивал перевозки по этим маршрутам, они были разработаны и обустроены им
лично, в данном случае не имеют правового значения и не рассматривались судом
как не относящиеся к предмету спора.
Относительно понесенных затрат заявитель
вправе отыскивать их в общеисковом порядке.
С учетом изложенного судом обоснованно и
по существу спора правильно заявленное Б. требование было оставлено без
удовлетворения.
Решение Санкт-Петербургского городского
суда, постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть
признаны состоятельными, так как сводятся к несогласию с правовой оценкой судом
установленных обстоятельств и выводов относительно заявленных Б. требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского
суда от 22 сентября 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б. -
без удовлетворения.