ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 1999 г. N КАС99-242
Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.
членов коллегии Кебы Ю.Г.
Пирожкова В.Н.
с участием прокурора Белан
М.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 14
сентября 1999 года дело по заявлению К. о признании недействительными п. 3
Постановления Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 года; п. 1.1 приказа
Министра внутренних дел РФ от 26 ноября 1996 года N 624; пунктов 1.2, 1.3, 1.6,
1.9, 1.14, 3.1, 3.2, 3.7, 3.12, 3.14 подпунктов "б", "в",
"ж" Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним
Государственной инспекцией безопасности дорожного движения по кассационной
жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 13 августа 1999 года, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ
Федина А.И., объяснения К., поддержавшего жалобу, представителей МВД РФ Б. и
Б.В., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей
жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
К. обратился в
Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными п. 3 Постановления
Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной
регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на
территории Российской Федерации", п. 1.1 приказа Министра внутренних дел
РФ от 26 ноября 1996 года N 624 "О порядке регистрации транспортных
средств", пунктов 1.2, 1.6, 1.9, 1.8,
1.14, Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в
Государственной инспекции безопасности дорожного движения, основных положений
по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением
Правительства РФ N 1090 от 23 октября 1993 года.
В судебном заседании заявитель дополнил
свои требования, оспорив также пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.7, 3.11, 3.12, 3.14
подпункты "б", "в", "ж" и 3.21 названных Правил.
В судебном заседании К. отказался от
оспаривания п. п. 1.8, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.21 Правил. В этой части производство
по делу прекращено.
В отношении основных положений и п. 3.20
Правил заявитель просил заявленные первоначально требования не рассматривать.
В части оспаривания п. 3.11 Правил
производство по делу прекращено в связи с наличием вступившего в силу судебного
решения по жалобе Б., оспаривавшего также этот пункт Правил (жалоба Б. была
оставлена без удовлетворения).
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше
решение.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об
отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность сделанных судом выводов о
законности нормативных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене
судебного решения.
Отказывая заявителю
в удовлетворении жалобы на п. 3 Постановления Правительства РФ N 938 от 12
августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных
средств и других видов самоходной техники на территории Российской
Федерации", предусматривающего, что собственники автомототранспортных
средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также
прицепов к ним либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или
распоряжающиеся на законных основаниях указанными транспортными средствами, обязаны в установленном
порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в
Госавтоинспекции или органах Гостехнадзора в течение
срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток
после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных
средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств,
потребовавших изменения регистрационных данных", Верховный Суд РФ пришел к
правильному выводу о том, что Правительство РФ на основании положений
законов и Конституции РФ вправе было возложить на указанных выше лиц
обязанность по регистрации транспортных средств и иных машин, осуществляя меры
по защите интересов государства, охране общественного порядка по обеспечению и
защите прав и свобод граждан.
Соответствующие нормы законов и
Конституции РФ приведены в судебном решении.
Вправе было Правительство РФ и передать
решение отдельных вопросов государственного управления министерствам, если
решение этих вопросов не отнесено Конституцией РФ и законами РФ к
исключительной компетенции самого Правительства.
В частности, вопросы, связанные с
регистрацией транспортных средств, своим Постановлением Правительство РФ
правомерно передало на разрешение МВД РФ.
При таком положении суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о том, что, утверждая приказ "О порядке
регистрации транспортных средств" *** также действовало в пределах
полномочий, предоставленных ему Постановлением Правительства РФ и законом, в
том числе и п. 7 ст. 3 ГК РФ.
Отвергая довод заявителя о несоответствии
обжалованных положений нормативных актов, касающихся обязанности по регистрации
транспортных средств, как необоснованный, Верховный Суд РФ правильно сослался в
решении на то, что регистрация транспортных средств не регулирует отношения
собственности и, следовательно, нормативные акты,
регламентирующие этот вопрос не могут противоречить требованиям закона,
касающимся отношений собственности.
В решении приведены обоснованные мотивы,
подтверждающие и несостоятельность довода К. о незаконности положений Правил,
устанавливающих необходимость регистрации транспортных средств
применительно к конкретной личности собственника (владельца)
транспортного средства.
Приведены в решении и нормы закона (ст.
ст. 1, 15, 16 Закона РФ "О безопасности дорожного движения"), из
которых с неизбежностью следует, что регистрация транспортного средства
является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в
дорожном движении, но и способом контроля за
эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
При таком положении Кассационная коллегия
не может согласиться с доводами, изложенными в кассационной жалобе о том, что
судом первой инстанции нарушены нормы материального права, не приведены
конкретные положения законов, в подтверждение выводов о правомерности
оспоренных актов.
В частности, как
указано выше, из положений Закона РФ "О безопасности дорожного
движения" с неизбежностью следует необходимость регистрации транспортных
средств именно применительно к конкретным собственникам (владельцам) этих
средств, что соответствует ст. 8 ГК РФ, согласно которой гражданские права и
обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми
актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и
смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правило, предусматривающее необходимость
совершения регистрационных действий с транспортными средствами лишь по месту
жительства собственника (владельца) этого средства никакого отношения не имеет
к правам человека на свободу передвижения, в связи с
чем довод о нарушении оспоренными актами такого права несостоятелен.
Необоснованна и ссылка заявителя в кассационной жалобе на нарушение судом требований
Закона РФ "О защите прав потребителя", поскольку транспортные
средства являются специфическим "товаром", в отношении которого
помимо должного закона действуют и другие нормы (Конституции РФ, Закона РФ
"О безопасности дорожного движения" и др.), положениям которых
оспоренные акты соответствуют.
С учетом изложенных обстоятельств суд
первой инстанции правильно признал соответствующими требованиям закона
оспоренных заявителем п. п. 1.2, 1.6, 1.9, 1.14, 3.1, 3.2, 3.7, 3.14 п/п "б", "в", "ж" Правил, устанавливающих
обязанность по регистрации транспортного средства и предусматривающих, что для
совершения регистрационных действий в случаях приобретения автомобиля, смене
собственника (владельца), перемене места жительства (выдача дубликатов
паспортов) необходимо представление информации о личности приобретателя
(пользователя), факте приобретения транспортного средства на праве
собственности (пользования), а также сведений о транспортном средстве (модель,
марка и т.п.).
Обжалуя п. 3.12 Правил в части регистрации
транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам после получения отметки
военного комиссариата на заявление о регистрации, заявитель вместе с тем не
представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о нарушении этим
положением Правил его конкретных прав.
Не представил К. и доказательств в
подтверждение довода о нарушении его прав и законных интересов положением
Правил, предусматривающих, что регистрация грузовых автомобилей, прицепов к ним
и автобусов, принадлежащих физическим лицам возможна также при наличии отметки
военного комиссариата.
Поэтому суд обоснованно отказал заявителю
в удовлетворении требования и в этой части.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 13 августа
1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без
удовлетворения.
Председательствующий
ФЕДИН А.И.
Члены коллегии
КЕБА Ю.Г.
ПИРОЖКОВ В.Н.