ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2010 г. N 11639/09
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Александрова В.Н.,
Амосова С.М., Андреевой Т.К., Вышняк Н.Г., Завьяловой
Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А.,
Маковской А.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления
государственного автодорожного надзора по Амурской области
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о пересмотре в порядке
надзора решения Арбитражного суда Амурской области от 20.04.2009 по делу N
А04-1811/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 01.07.2009 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи
Александрова В.Н., Президиум установил следующее.
Управление
государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд
Амурской области с заявлением о привлечении предпринимателя Заверюхи А.А. к
административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в
виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Решением Арбитражного суда Амурской
области от 20.04.2009 предприниматель Заверюха А.А. привлечен к
административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
в виде штрафа в размере 3 500 рублей.
Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа постановлением от 01.07.2009 решение суда первой
инстанции отменил, в удовлетворении требования управления отказал.
В заявлении, поданном в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в
порядке надзора управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм
права, и удовлетворить заявленное требование.
Проверив обоснованность доводов,
изложенных в заявлении, Президиум считает, что постановление суда кассационной
инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Предприниматель Заверюха А.А. 18.03.2009,
управляя принадлежащим ему автобусом, совершил дорожно-транспортное
происшествие, в котором три человека погибли и три человека получили тяжкие
телесные повреждения.
Управлением 09.04.2009 проведена проверка
деятельности предпринимателя Заверюхи А.А. по факту дорожно-транспортного
происшествия, в ходе которой установлено нарушение им лицензионных требований и
условий: необеспечение контроля за соблюдением
расписания движения; ненадлежащее оформление путевого листа; нарушение пункта
9.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, в результате чего совершено
дорожно-транспортное происшествие, повлекшее тяжкие последствия.
По результатам проверки составлены акт и
протокол об административном правонарушении от 09.04.2009.
Рассмотрев материалы дела, Арбитражный
суд Амурской области пришел к выводу о том, что действия предпринимателя по
первым двум нарушениям следует квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
а по третьему состав административного правонарушения отсутствует.
Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа, отменяя решение суда первой инстанции, счел, что
управление правильно квалифицировало совершенное предпринимателем
правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, но в связи с истечением
установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к
административной ответственности в удовлетворении заявления отказал.
Между тем у суда кассационной инстанции
не имелось оснований для отмены указанного судебного акта.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена
административная ответственность за осуществление предпринимательской
деятельности с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией).
Согласно статье 2 Федерального закона от
08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных
положением о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при
осуществлении лицензионного вида деятельности.
В соответствии с
названным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.10.2006 N 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за
исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее
- Положение), согласно которому лицензионными требованиями и условиями
являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законом и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного
транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Положением об обеспечении безопасности
перевозок пассажиров автобусами (пункты 5.2.5 и 5.9), утвержденным приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, предусмотрена
обязанность владельцев автобусов соблюдать графики (расписание) движения,
проводить контроль выполнения всех рейсов, указанных в расписании.
Как следует из
протокола об административном правонарушении, предприниматель не обеспечил
контроль за соблюдением расписания движения (допустил отклонение от графика
движения по маршруту по времени начала работы), а также в нарушение приказа
Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об
утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" в
путевом листе не указал имя и отчество водителя, дату и время проведения предрейсового медицинского
осмотра.
Таким образом, предприниматель Заверюха
А.А. не обеспечил выполнение лицензионных требований и условий при
осуществлении пассажирских перевозок, в связи с чем
правомерно привлечен судом первой инстанции к административной ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В то же время частью 4 статьи 14.1 КоАП
РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление
предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных
специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 5 Положения
грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются, в
том числе, нарушения, в результате которых произошло дорожно-транспортное
происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью,
причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек.
Доказательств того, что выявленные
нарушения лицензионных требований и условий (необеспечение предпринимателем как
должностным лицом контроля за расписанием движения
автобуса, ненадлежащее оформление путевого листа) явились причинами
дорожно-транспортного происшествия, административным органом не представлено.
Что же касается
применения пункта 7 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которому самостоятельным
основанием, исключающим производство по делу об административном
правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения
противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного
дела, то указанный пункт в данном случае неприменим, поскольку уголовное дело
возбуждено по факту совершения
дорожно-транспортного происшествия в отношении физического лица, а к
административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий
привлечен предприниматель.
При названных обстоятельствах
постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежит
отмене.
Учитывая изложенное
и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа от 01.07.2009 по делу N А04-1811/2009 Арбитражного
суда Амурской области отменить.
Решение Арбитражного суда Амурской
области от 20.04.2009 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ